Детский сад № 139, город Пенза, группа "Вишенки"
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства
23 августа [пт]
«Вечно мы, будто в первый раз, все должны открывать: как прекрасны восход солнца, луна, ночь, равнины и горы, земля и море…как прекрасна жизнь» Рокуэлл Кент. С тех пор как существует общество процесс становления всесторонне развитой личности не обходится без эстетического воспитания. Доказательства тому – исследования философов (Э. Берк, Ж-Ж Руссо, Ф Хатчесон), эстетиков (А.И.Буров, М.С.Каган, Б.Т.Лихачев, Л.Н.Столович), психологов (Л.В.Выготский, А.В.Запорожец, И.П.Павлов, Б.М.Теплов), педагогов (Е.В.Гончарова, Т.Н.Доронова, Р.И.Капустина, Б.М.Неменский, И.А.Старкова, Е.А.Флерина, генетиков (В.П. Эфромсон). В своих трудах эти и другие ученые значительное внимание уделяют вопросам «эстетического» в рамках разработки сущностного содержания данной категории, подчеркивают разные точки зрения на феномен эстетического воспитания. Актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций. В последние годы уделяется все больше внимания вопросам о формировании у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создании условий для саморазвития ребенка в процессе изобразительной деятельности (дети рисуют), использование в эстетическом развитии детей различных видов искусства. Многие исследователи (В.В.Алексеева, С.Ю.Бцбнова, Е.В.Гончарова, Т.Г.Казакова, Р.И.Капустина, Б.П.Юсов и др.) рассматривают эстетическое воспитание как процесс совместной деятельности педагога и воспитанников, когда приобщая детей к культурным ценностям, особое внимание взрослый уделяет эстетическому воспитанию, в центре которого – личность ребенка - дети и воспитатель. Из этого положения и вытекает тема исследования – эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративного рисования. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Фото детей возле предметов народного искусства Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей. Оно включено практически во все программы дошкольных образовательных учреждений, и имеет неоценимое значение для формирования у детей потребности в прекрасном, позволяет воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать красивые работы. Это и побудило меня провести целенаправленную работу по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим были определены: предмет исследования, объект исследования, выдвинута гипотеза, намечены цели и задачи исследования, определены методы и приемы исследования. Предмет исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: эффективность эстетического воспитания старших дошкольников на занятиях декоративным рисованием. Гипотеза исследования: эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить интенсивнее посредством декоративного рисования. Цель исследования: составить систему заданий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста для использования в педагогической практике.
Задачи исследования: 1. Изучить общую и специальную литературу по проблеме. 2. Подобрать диагностические методики для выявления уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и реализовать в педагогической практике модель эстетического воспитания старших дошкольников. 4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации данной модели. Методы и приемы: теоретические (изучение специальной литературы по проблеме); экспериментальные (подготовка и проведение этапов исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, оценка результатов). Научная новизна: модель эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста основывается на комплексно-тематическом принципе построения воспитательно-образовательного процесса, предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Практическая значимость заключается в возможности использования предлагаемой модели педагогами ДОУ, где в процессе декоративного рисования решаются проблемы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Эстетическое воспитание дошкольников – это процесс приобщения ребенка ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения, воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует нравственные чувства, украшает жизнь. Эстетическое воспитание включает задачи, которые вы видите на экране - Систематическое развитие восприятия прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность. - Приобщение детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду. - Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни. - Развивать художественно-творческие способности детей. Основными средствами эстетического воспитания служат: окружающая действительность; природа; музыка, изобразительная деятельность, развитие речи; эстетика быта. Основой эстетического чувства, по мнению Д.Б.Лихачева, является эмоциональный отклик, то есть оценочное отношение человека к эстетическому явлению или предмету. А эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни. Многочисленные наблюдения, проведенные по восприятию детьми произведений народного прикладного искусства, позволяют сказать, что дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов народных произведений народного искусства. Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях декоративным рисованием поможет научить детей воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста проводилась на занятиях декоративным рисованием с детьми двух групп: 1 – экспериментальная и 2 – контрольная по 12 человек. Экспериментальная работа проходила в три этапа. Первый этап – констатирующий эксперимент включал в себя: подготовку необходимого материала, игр, творческих заданий, анкетирование родителей: «Эмоциональная отзывчивость дошкольника на прекрасное», изучение уровня эстетического развития старших дошкольников по трем группам критериев: 1. Эстетическое восприятие и оценки детей. 2. Степень владения декоративным рисованием. 3.Степень владения самостоятельным решением и творчеством. Диагностические задания построены на восприятии, анализе, сравнении и оценке двух изделий дымковских и филимоновских мастеров, а затем создание детьми узоров по мотивам росписи этих народных игрушек Для выявления уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста были использованы показатели и критерии оценки, предложенные Т.С.Комаровой, которые включали в себя три блока критериев оценки эстетического воспитания Первый блок: оценка мастерства ребенка, техника исполнения, цветовые решения, передача форм, характер линий, пропорции частей целого, разнообразие технических приемов, композиция. Второй блок: критерии, выявляющие индивидуальность, самобытность ребенка, творческие проявления, оригинальность содержания выполненного изображения, связь с традицией и новаторство в изображении, технике выполнения, использованных материалах. Третий блок: эмоционально-чувственное отношение к художественному образу – умение понять и выразить словесно свои чувства и настроения, вызванные увиденным, понять отношение ребенка к изображаемому. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок – 54 балла, низшее – 18 баллов; число баллов зависит от полученных каждым ребенком по каждому показателю оценок. Анализ результатов показал, что многие дети затрудняются в названии видов росписи или называют только один вид, испытывают затруднения в сравнении изделий, выражают положительное отношение к изделию, но не обосновывают его, испытывают затруднения при выполнении декоративных элементов. У некоторых детей изображение лишено эмоциональной выразительности, работа полностью не завершена, о чем свидетельствую детские работы. На основе набранной суммы дети были дифференцированы по уровню их эстетического развития в процессе декоративного рисования.. Для этого был использован ранговый ряд, т.е. составлен список детей в последовательности от низшего к высшему. Затем была сделана сводная таблица и представлены в ней все оценки, полученные детьми экспериментальной и контрольной групп по каждому критерию и показателю. Построение рангового ряда позволило в полной мере увидеть уровень эстетического развития детей. Дети экспериментальной и контрольной группы имели практически одинаковые показатели уровня эстетического развития. Результаты представлены в таблице 1 и таблице 2 и на рисунках 1 и 2 /Приложение 1- графики На основе полученных результатов и был определен второй этап работы – формирующий эксперимент, где была разработана система эстетического воспитания в процессе декоративного рисования, базирующаяся на развитии такой личности ребенка, которая способна воспринимать и оценивать явления в жизни и искусстве именно с позиций эстетического эталона. Каждое занятие в этой системе ощущается детьми как увлекательное путешествие, которое чем дольше не кончается, тем лучше. Ценность заданий состоит в том, что каждое из них включает в себя совокупность образовательных задач, которые обеспечивают разностороннее развитие детей. Каждое задание строится по принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Задания, объединенные одной тематикой, носят принцип постепенного перехода от простого к сложному, построены на интересе детей, включают в себя разнообразные игры и игровые упражнения, проблемные ситуации и поисковую деятельность. В качестве примера приведу фрагменты совместной деятельности воспитателя с детьми по эстетическому воспитанию в процессе декоративного рисования. 1.Начиная работу по знакомству старших дошкольников с хохломской росписью, была проведена работа по приобщению детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает прежде всего то, что их окружает. Поэтому в уголке изобразительного искусства была оформлена выставка предметов с хохломской росписью и их изображений. Подобрана познавательная литература о народном промысле Хохломы, об особенностях хохломской росписи и об истории этого промысла, проведена система занятий: Первое занятие включало: знакомство детей с хохломской росписью: рассказ о происхождении хохломского промысла, рассматривание предметов, их изображений, элементов узора, определение цвета росписи, определение фона, выбран образ для собственной декоративной росписи – бабочка. Слайд – дети и бабочка Главной задачей при этом было подвести детей к пониманию того, как, не выходя за пределы традиций вида росписи, можно создать новый неповторимый узор на любой форме, свободно выбирая сочетания элементов, композиций и материала. Создание нескольких вариантов одного и того же образа, помогает найти нужное построение орнамента, цветовое решение. 2.«Бабочка – красавица» – элементы хохломской росписи «ресничка» и «травинка» на крыльях бабочки. (Самый простой элемент) 3. «Нарядим бабочку в новый наряд»– элементы « усики » ( усложнение элемент) 4. «Чудо - бабочки» – элементы «завиток ». элемент более сложный 5. «Экзотические бабочки»– элементы «рябинка и клубничка» на крыльях разной формы. 6. Организация выставки для детей других групп и родителей «Приходите к нам в музей 7.Викторина «Праздник волшебного рисунка». 8.Украшение керамической посуды – красивая чашка для бабочки – ««травный орнамент». 9. «Ложка расписная – красивая такая!» – роспись деревянных ложек, по мотивам хохломской росписи. 10 «Шкатулка в подарок бабочке» – коллективная работа 10. Конкурс «Бабочка – именинница» – украшение изделий из теста. 12. Дидактические игры: «Поможем художнику», «Народные промыслы», «Цветные капельки». 13. Развлечение «Путешествие в город мастеров». (Выставка изделий народного промысла) Проведя комплексную, системную работу по эстетическому воспитанию детей в процессе занятий декоративным рисованием на материале народного промысла «Хохломы» и убедившись, что дети справились с поставленными задачами, я продолжала начатую работу, знакомя детей с новым видом искусства – дымковской игрушкой, гжельской керамикой в сравнении, используя разные формы работы. Важно показать детям общие образы народных игрушек и характерные различия. В качестве проверки эффективности разработанной системы эстетического воспитания с детьми экспериментальной и контрольной группы был проведен контрольный эксперимент. Детям были предложены задания «Укрась бумажный силуэт» и «Разноцветные узоры. Анализ уровня эстетического развития показал, что у детей экспериментальной группы лучшие результаты. Почти все дети, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, безошибочно называют их. Предложенные бумажные силуэты соотносят с реальными предметами и украшают в соответствии с особенностями народной росписи, изредка обращаясь к помощи взрослого. Самостоятельно и безошибочно подбирают цветовую гамму. В контрольной группе меньшее количество детей справилось с поставленными задачами. Многие дети при составлении узора часто обращались за помощью к воспитателю. Испытывали затруднения при смешивании красок на палитре для получения нужного оттенка. Испытывали затруднения при выполнении декоративных элементов. При подведении итогов всей проделанной работы, был использован комплекс критериев и показателей оценки, указанных выше, для проверки эффективности составленной системы заданий по эстетическому воспитанию старших дошкольников в процессе декоративного рисования. Оценка результатов тестирования осуществлялась в двух направлениях: 1.Индивидуально по каждому ребенку. 2.По группе в целом. Обработка и анализ полученных результатов позволили обнаружить различия в уровне эстетического воспитания детей. У детей экспериментальной группы произошли значительные изменения. Характерно, что дети, имевшие невысокие результаты на начальном этапе перешли на более высокий уровень после специально проведенной работы, что и подтверждает итоговое задание. Это можно объяснить как положительное влияние специально разработанных и организованных заданий. В качестве доказательства представлены данные результатов исследования эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. По результатам до проведения специально разработанных заданий уровень эстетического развития детей составлял 57%. После проведения специальных заданий произошли значительные изменения. Знания и возможности детей увеличились на 20%. Данные третьего этапа показали, что высокий уровень развития стали иметь 33% детей, средний – 67%, уровень развития ниже среднего отсутствует. Результаты исследования представлены в таблице 4 и таблице 5. и на рисунках 4 и 5./Приложение 3/ Таким образом, можно с уверенностью сказать, что проделанная работа по эстетическому воспитанию дошкольников, позволила определить актуальность данного направления, доказала возможность использования разработанной системы заданий в детском саду.
Заключение
Таким образом, проделанная работа позволила сделать следующие выводы. Создаваемая в нашей стране система общественного воспитания с первых шагов включала как одно из важнейших направлений эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Это требовало широкого спектра конкретных задач: формирования у детей понимания прекрасного в жизни и в искусстве, развития эстетического восприятия, начал художественного вкуса, желания создавать прекрасное своими руками. Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности и искусства. Знакомство с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях декоративным рисованием помогает формировать художественный вкус, учит видеть и воспринимать прекрасное и доброе, знакомит с народными традициями, закладывает основы эстетического воспитания. Изделия народного декоративно-прикладного искусства привлекают внимание детей своей красотой, яркостью и оригинальностью. Они радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Занятия декоративным рисованием дают детям возможность почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Следовательно, гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. На мой взгляд, система эстетического воспитания в процессе декоративного рисования позволит развить личность, способную воспринимать и оценивать явления в окружающей действительности и в искусстве с позиций эстетического эталона. Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить интенсивнее именно посредством декоративного рисования. Система эстетического воспитания в детском саду дает возможность избежать стихийности и случайности в воспитательно-образовательном процесс.
. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.